понедельник, 17 октября 2011 г.

ПУТЕШЕСТВИЕ БЕЗ ТЕЛА


Этот пост возник ассоциативно – после прочтения статьи «Дано: тело», ссылку на которую опубликовала моя бывшая коллега. Для меня это очень дельная и своевременная напоминалка о вещах уже известных. Но, как выясняется, для некоторых людей весьма мучительно принимать тот факт, что сознание и тело – в сущности – две абсолютно разные субстанции. И что сознание даже при жизни вполне способно какое-то время существовать без тела  вообще или перемещаться в… иные вместилища. И из этого можно извлекать как вред (хотя бы  в виде сильного стресса), так и пользу. В любом случае прочесть статью «Дано: тело» очень советую.

…Так получилось, что я в этой жизни, не употребляя наркотиков и даже глюкогенных грибов,  опыт разлучения сознания с телом так или иначе переживала не раз.  
Собственно, я полагаю, что самый распространенный вариант отсоединения разума в каждой жизни переживает каждый человек. Не все помнят, но случалось со всеми.

Напрягитесь, покопайтесь в чуланах памяти: вы спите и что-то слышите, или вас будят, что-то эдакое  происходит рядом с тем местом, где почивает тело. И вам обязательно надо вмешаться в этот процесс (вы явственно это осознаете), но губы разомкнуть нет сил, или руки не шевелятся. Припоминаете? Просто сознание, отлучавшееся во время сна, еще не успело вернуться на положенное место.

Распространенный вариант номер 2 – общий наркоз. Это, конечно, переживали не все, но многие. И, опять же, не у всех, кто переживал, остались яркие воспоминания о странных полетах сознания где-то - то ли в космосе, то ли в вакууме – в какой-то незнакомой среде. А ваше тело в это время резали и снова зашивали. И вы ничего этого не ощущали, вы болтались в каком-то другом измерении и, очень даже может статься, пытались поймать и связать воедино разрозненные части своего тела (воображаемые, виртуальные, разумеется). Очень часто люди после наркоза рассказывают как раз о том, что в это время с огромным усилием пытались «собрать себя в кучку». В самом прямом смысле этого выражения. Потому что в сознании самоидентификация накрепко привязана в первую очередь  к телу (а наркоз эту связь временно надрывает). Но, на самом деле, это колоссальная и очень правдоподобная…  иллюзия.

Клетка Вселенной

путешествие без тела

Сложнее всего с этой мыслью смириться тем гражданам, у которых желание контролировать все внутри себя и вокруг себя зашкаливает за все рамки. В молодости у меня тоже гиперконтроль «шкалил» так, что мозг дымился. Поэтому мой знакомый психоаналитик, желая помочь избавиться от этой навязчивости, предложил необычный эксперимент.

Мне вкололи анестетик – основной компонент общего наркоза. И тело я чувствовать перестала. А сознание осталось при мне. Собственно, кроме сознания на пару часов при мне ничего другого и не оставалось.

Только сейчас я отчетливо понимаю, насколько сознание привязано к телу. С точки зрения банальной эрудиции, человек, не чувствующий вообще своего тела, способен только лежать. Бесчувственным валенком. Во время первого эксперимента даже под действием анестетика, абсолютно не чуя ни рук, ни ног, я умудрилась усидеть в кресле. Доктор ооочень боялся, что я свалюсь на пол, как положено всем нормальным людям, но я и не подумала. То ли мой контроль окончательно озверел, то ли дело было в том, что я НЕ ЗНАЛА о необходимости падать, и поэтому спокойно себе сидела.

В смысле, сидело мое покинутое тело. И его отчаянно тошнило. Тошнота была явно вызвана какими-то процессами в мозге, потому что я ее до сих пор отчетливо помню, хотя с тех пор прошло уже лет 15.

Тошнило потому, что сознание в это время неслось со скоростью света по какой-то головокружительной спирали (или лестнице винтовой?). Наконец, меня куда-то вынесло. Очевидно, это отразилось каким-то образом на лице, потому что доктор заботливо спросил, как я себя чувствую.

«Я себя чувствую клеткой Вселенной!» - бодро ответила я. И вот тут началась паника! Нет, с тем, что я именно клетка Вселенной и навсегда ею останусь, я готова была смириться абсолютно, это меня нисколько не беспокоило, меня заботило – кто заберет дочку из яслей  и накормит мужа ужином. :-) Тела-то нет!!!! А значит назначенных МНЕ телесных функций я выполнить не смогу.

Передать не могу, как ругал меня доктор! Но напрасно, опыт оказался все-таки гиперполезным и очень запоминающимся. Именно с тех пор я накрепко запомнила, что - да, на свете бывают ситуации, когда вы вообще-то есть, но вас при этом нет в конкретном месте в конкретный момент. НЕТУ! Вы не можете повлиять на какие-то аспекты жизни, вмешаться или хотя бы прокомментировать их, дать совет, например. Вас нет, а жизнь продолжается. Это очень прочищает мозг.

Другое дело, что такие вещи со временем вымещаются с верхнего слоя сознания на какие-то более глубинные. Хорошо бы периодически себе напоминать о невозможности (и нецелесообразности) тотального контроля над жизнью. Я уже несколько лет отчаянно сожалею о том, что связь с тем доктором давно потеряна и нет возможности повторить эксперимент. Вот как бы я себя повела сейчас? Очень хочется верить, что более мудро…

Тело, отзовись!

Анестетик мне кололи дважды. Примерно полгода спустя мы эксперимент повторяли.  Выяснилось, что первый опыт был крайне полезен: второй раз я не стала изображать из себя супергероя и сидеть в кресла. Сразу стало ясно, что от тела я чуть-чуть отцепилась – оно отказалось мне повиноваться абсолютно.

Но и лежа на кушетке, я все-таки  снова попыталась с ним связаться. С телом. Своим. Поймать в фокус доктора сил не было. Но я слышала его голос. И потому без конца переспрашивала: точно ли я все еще лежу на той самой кушетке? Точно ли на мне надето все то, в чем я пришла на эксперимент?

Самое идиотское, что я прекрасно понимала даже в том состоянии, что он мне может сейчас наврать с три короба, унести меня за Кудыкину гору, отрезать ногу или пришить 3-е ухо – я все равно никак не проверю. Но иметь связь с телом, хотя бы условную. Ооочень хотелось.

Поэтому уже через час, пересиливая тошноту, я принялась делать попытки увидеть потолок. Нет, серьезно, он то убегал от меня, то разъезжался в разные стороны. Хуже всего дело обстояло с углами кабинета, которые почему-то никак не хотели вставать на свои места и плавали перед взором, наползая один на другой :-).

В тот день я страшно гордилась тем, как могу преодолеть любой туман в сознании и, дорвавшись до тела, начать им УПРАВЛЯТЬ.  3-х часов не прошло, я встала на каблуки и отправилась на какое-то мероприятие, чтобы написать о нем статью.

Тело слушалось плохо, но слушалось. Сложнее всего было ставить ноги ровно и не качаться, чтобы не забрали в вытрезвитель. Окончательно  В СЕБЯ я пришла не сразу, поэтому еще спустя какое-то время сознание вытворяло какие-то странные кульбиты. Например, вместо того, чтобы зайти в туалет тут же, в поликлинике, где мы экспериментировали  над моими телом и сознанием, я почему-то отправилась с этой целью в ближайший Макдональдс :-). Но, в целом,   мой гиперконтроль тогда победил здравый смысл и не дал насладиться торжеством сознания над «бренным» телом.

И это опять же был полезный опыт. Не испытай я тогда весь этот идиотизм, непонятно, пришла бы когда-нибудь к выводу, что сознание, когда оно не связано физическими руками и ногами (а отпущенное на свободу), бывает в десятки, если не в сотни раз более эффективным.

Теперь я точно знаю, что для кратковременного расставания тела и сознания вовсе не обязательно прибегать к помощи какой-либо химии. И что перемещаться можно без тела на любые расстояния с любой скоростью  - хоть в кокос, который вы видели прошлым летом в отпуске, хоть в хвост собственной собаки. Не подвергаясь при этом опасности «загреметь» в сумасшедший дом. Например, технике эффективного сенсорного переноса учат на тренингах управления разумом по методу Сильва. Впрочем, это тема отдельного разговора…



Комментариев нет:

Отправить комментарий