воскресенье, 18 декабря 2011 г.

КОГДА СОН ЯДОВИТ…


С самого детства я терпеть не могла, когда меня рано укладывали спать. А всевозможные предки занимались этим постоянно – как мне тогда казалось, с почти садистским наслаждением. Потому что при этом сами не в кровать отправлялись, а занимались своими взрослыми делами, которые казались мне несказанно привлекательными – в ту пору. Мама, например, посуду мыть отправлялась, а то и вовсе за занимательное дело принималась: сдались писать диссертацию.

Полагаю, именно в ту далекую пору я дала себе что-то вроде зарока
«не спать как можно дольше», потому что именно этот кошмар преследуем меня всю жизнь  :-). Отоспаться – нереальное наслаждение.

Помню, классе в 7-ом я, как водится, читала с фонариком под одеялом. Мама меня за этим и застукала. И уже приготовилась  обнаружить какую-нибудь «запрещенную» литературу, но вместо этого заработала тяжелый шок: я читала какие-то дополнительные исследования про «Слово по полку Игоревом». Мы его тогда по литературе проходили  :-). На маму было жалко смотреть, ибо где-то в глубине души она отчетливо осознала, откуда во мне взялась неистребимая тяга к "научной работе" по ночам.

Дальше – хуже. В 10-м классе я редко спала более 4-х часов – готовилась к поступлению. Мне было абсолютно наплевать, что в университете у папы куча знакомых, готовых за вполне умеренное вознаграждение подстраховать на экзаменах. Я делала все задания, которые давали мои репетиторы. И часто пропускала школу, потому что там знаний не давали, глупостями занимались, типа дисциплины и изучения материалов каких-то там пленумов КПСС. Вот кому они сейчас нужны – двадцать какие-то съезды партии? А ведь сколько времени убито, сколько конспектов исписано!!!!

На первом курсе я так волновалась перед первым экзаменом, что готовилась 3 суток без сна и отдыха – вот в самом прямо смысле этого выражения. Поэтому явившись с пятеркой в зачете – прилегла. Через сутки мама начала всерьез волноваться: а я вообще проснусь? Проснулась, как миленькая, долго, правда, выясняла, какой день на дворе.

сон

Из юности загруженность и прочие привычки плавно перекочевали во взрослую жизнь.  При этом мне никогда не приходило в голову, что портящийся характер и прочие «прелести» самочувствия напрямую завязаны не только на количество сна, но и на время укладывания. Нет, конечно, я слышала о том, что самые «вкусные» и полезные  часы сна приходятся на период с 22 до полуночи.  Как можно в Москве лечь спать в 10 вечера – скажите на милость? Мало ли, кто какие сказки про сон рассказывает. Вон, Леонардо да Винчи спал всего по 15 минут каждые 4 часа – и очень даже плодовито прожил до глубокой старости!

Всерьез задуматься о периоде сна, не столько количестве, сколько моменте – с какого часа по какой спишь  - впервые всерьез пришлось в связи с интересом к восточной медицине и печальным опытом. Почти одновременно выяснилось две вещи. Первая теоретическая: энергетические меридианы, отвечающие за работу тех или иных органов, активничают и пассивничают строго по расписанию. И если на этот график наплевать с высокой колокольни, то органы со временем тоже начинают плеваться.

Этот последний момент выяснился уже на практике. Фриланс позволяет ночью работать, а утром до середины дня отсыпаться . Не всегда, но часто позволяет. И при наличии срочных проектов почему-то автоматически работается часть ночи. А потом, ближе к утру, силы иссякают. Опять же автоматически переходишь на ночной образ жизни и… начинаешь себя чувствовать в разы паршивее. Интуиция подсказывала, что дело далеко не только в недосыпе, как таковом. Есть что-то еще неуловимое, о важное.

Да, любопытство – двигатель прогресса. И еще – надоело регулярно недомогать. А сверх того – необходимость довольно часто вставать рано  (я об этом уже писала: в «Операция «Позитивный будильник»).  В итоге я наткнулась на любопытный тренинг вполне себе юной особы, знать не знающей, что есть жизнь семейная, и как сложно соблюдать режим при наличии отчаянно требующих внимания чад и домочадцев. И, тем не менее, четкая информация о том, почему невероятно вредно поздно ложиться  и насколько ядовит (почти в полном смысле слов) сон утренний лично меня замотивировала очень жестко.

Нет, дела никуда не делись. И за полночь засиживаться приходится. Но уже не каждый день. Потому что:
1.       Вставать в 4.30 утра гораздо легче, чем в 6, 7 и далее по будильнику. Ну гораздо. Это трудно объяснить словами, это надо пробовать и чувствовать.
2.       И даже если не так рано, но все равно до 6 утра встать, день будет в разы более продуктивным.  А вот если вставать после 8 часов, то КПД – позорный. Меня это огорчает, не знаю, как вам. Мне приятно быть продуктивной и эффективной. Кайф ловлю.
3.       И если хоть пару раз в неделю высыпать волшебные вечерние часы, пусть не с 22, пусть хоть с 23, то, откуда ни возьмись, берется совершенно другая морально-эмоциональная подоплека личности.  

Это очень приятно – до такой степени не узнавать саму себя после многолетней борьбы с зевой в «неурочные» часы, тяжелой головой, с будильниками и еще много с чем. Наплевать организму, какой птицей вы себя считаете – по меридианам часы сверять можно. И у всех они работают одинаково.

В общем, сейчас я в поисках консенсуса между делами и привычками и душевно-возобновляющим режимом жизни. И этот поиск мне гораздо больше по душе, чем планомерное изучение способов поднять себя с постели любой ценой. Гурманкой, тала,однако, любая цена - не годится!


Комментариев нет:

Отправить комментарий