суббота, 21 января 2012 г.

ПРЯНИЧНЫЙ КНУТ


Как вы думаете: выдавать посторонним людям инструкцию по управлению вами – это опасная и безумная затея? Ну, если инструкция полная, а ее получатель – ваш заклятый враг, то – безусловно – вредно, опасно и совершенно безумно. Вообще любая идея, даже самая лучшая, будучи доведенной до абсурда, непременно обернется сплошными побочными эффектами и неприятностями.
Но давайте оставим крайности в покое и поговорим о стимулах.  Каждый из нас хоть немного представляет, что может его стимулировать к каким-то действиям, а что может напрочь убить желание хоть как-то шевелить лапками. И даже если вы свод подобных правил никогда четко не формулировали для себя, оглянувшись на прошлый опыт и немного поразмыслив, вы без труда и достаточно быстро выстроите свод подобных правил. Вот вам и инструкция!

мотивация к действию

Теперь  - о том, кому ее выдавать. Если речь идет о работе, можно - работодателям. Да, начальники, заказчики и прочие персонажи, кровно заинтересованные в  том, чтобы вы регулярно и качественно «выдавали на гора» некий объем работы, далеко  не всегда наши друзья и доброжелатели. В случае острых конфликтных моментов в отношениях с оными описываемый принцип не сработает, придется поискать какой-то другой или применить то, о чем я тут говорю, не к работе, а к иной области вашей жизни, скажем, к домашним бытовым хлопотам. Но, в целом, информировать лицо, принимающее вашу работу, о неких хитрушках, стимулирующих и тормозящих ваш энтузиазм – довольно полезно. И вот почему.

  • Практически у любого человека сложились  стандартные модели поведения в отношении выполнения профессиональных обязанностей. При условии, что «вкусной» на 100 % работа бывает редко, почти все мы «тормозим» и «пробуксовываем» на каких-то  определенных моментах. Особенно нелюбимых, неприятных.  Кто-то «влет» делает дизайн, но «зависает» при написании текстов. А кому-то супер-текст наваять – «два пальца об асфальт», зато нюансы веб-программирования доводят его до почти гриппозного состояния с ломотой во всем теле, головной болью и высокой температурой. Одни прекрасно справляются с делами, если временные рамки – свободные, но не могут сделать элементарных вещей, когда включен таймер, просто  мозговая блокада случается.
  • Прочно устоявшиеся модели поведения имеют одну неприятную особенность. Подсознательная реакция  организма (в первую очередь, психологическая) включается подсознательно – при первом же намеке на возникновение типично нелюбимой (назовем это так) ситуации. А с подсознательным поведением наших нейронов самостоятельно справиться очень тяжело, особенно, когда негативный сценарий уже запустился. Я не говорю «нельзя». Можно – затратив на это время и усилия, специально сосредоточившись на устранении типичного затыка и последовательно выполняя какие-то психологические упражнения, посетив специальный тренинг или поработав со специалистом. Но не когда вы УЖЕ выполняете то-то и то-то, а «время пошло». Тут помощь извне – как нельзя кстати.
  • Чисто теоретически, начальник или заказчик не менее вас заинтересован в результате – качественном и своевременном. Но он далеко не всегда знает, что совершив какое-то мелкое действии,  может помочь вам и себе. У него тоже есть устойчивые модели поведения – виды реакции на события. Скажем, он привык орать, если видит, что исполнитель не укладывается в заданные сроки. Не обязательно он – сволочь или идиот, просто «подцепил» от кого-то такую модель поведения давным-давно. А теперь вот сам думает, почему его ор еще больше тормозит работу исполнителей. Ну, подскажите человеку, себе же во благо!
  • Даже грамотный руководитель или психологически образованный заказчик не обязан быть провидцем и сходу понять, какие «кнопки» нужно нажимать для стимуляции лично вас. Все мы индивидуальны. Для кого-то в стимул «кнуто-пряник» требуется больше вложить от кнута, а для кого-то – пряника. Разве у вас на лбу такие подробности про вас написаны?

Я, например, точно знаю, что если на меня «давить» и «наезжать» - добиться толку будет абсолютно нереально. Не только в работе, в любом деле. Вплоть до того, что я могу порвать все контракты, сжечь мосты и вообще уйти из проекта.

Зато можно попросить меня сделать невозможно, предварительно напомнив мне (желательно – красочно) прошлые успехи. Ну и в процессе работы еще пару раз ненавязчиво сообщить  о том, что вообще-то я – волшебница   :-).  И в таких условиях я, действительно, делаю то, что еще вчера для меня было невозможным. Просто нереальным. Вплоть до того, что мой искусственно стимулированный энтузиазм однажды заставил еще сутки проработать напрочь сломанный компьютер. Машина «сдохла» окончательно - ровно после сдачи нужного фильма. Помните: «Хочешь отругать? Сначала – похвали!»  :-)

Давние заказчики или давно знающие меня люди на каком-то этапе перешедшие в разряд заказчиков, это знают. И пользуются этим. И я знаю, когда мной подобным образом… манипулируют. Но если манипуляция запланированная и, более того, мной же санкционированная, чего на нее обижаться. Это же помощь мне. Психологическая поддержка – надо принимать и радоваться. Мало ого, помогая мне отращивать крылья и совершать невозможное, люди потихоньку и сами уверяются в том, что все невозможное для меня возможно. Какие могут быть обиды?!

Теперь о самом важном: как донести до нужного человека инструкцию по стимулированию вас. Лучше всего в форме баек и рассказов о некоем прошлом опыте. Это не хвастовсво успехами, а просто рассказа. Если стесняетесь – можно рассказывать в ироничной форме. Мол, представляете, такая история забавная произошла…

Наверняка такой опыт был (лучше рассказывать о положительных моментах, о том, что вам помогает и вас поддерживает в процессии исполнения). «Плохих» картинок в виде отрицательного опыта лучше не рисовать. Почему картинок? Да потому что все мы мыслим картинками. Вам рассказывают историю, а ваше воображение рисует для вас невидимый другим «фильм» о том, как это все происходило и выглядело.

Истории про то, что вас стопорит, целесообразно выдавать только в одном случае - на контрасте. Рассказали положительный пример, а потом (потооом!)  отрицательный, для сравнения результатов. Если с положительными примерами туговато – ну придумайте, приукрасьте былое! Только осторожно, правдоподобно.

Если вы решили поменять отношения с начальником, которого знаете много лет, напомните ему его собственные успехи на этом поприще. Вот он вам сказал то-то и то-то, а вы от этого - рррраз, и спроворили нечто шедевральное. Ну, было такое, покопайтесь в памяти для своей же пользы! Очень действенно, между прочим. Рассказывая человеку о том, какой он молодец (или был молодцом в такой-то момент жизни), вы точно также стимулируете его к дальнейшему проявлению лучших его качеств. Вам жалко доставить человеку кайф? Гад он? Зуб у вас на него?  Все равно! Помогите гаду стать лучше, чтобы он потом уже в роли доброго дядюшки помог стимулировать ваш собственный энтузиазм   :-)!

Комментариев нет:

Отправить комментарий