суббота, 18 февраля 2012 г.

МЕТАМОРФОЗЫ ЖАНРА


«Ответьте на милость, а каким жанром определяете собственную жизнь вы?..» Вот это вопрос так вопрос!

Разбирала сегодня архив старых журналов. Искала по просьбе моей доброй знакомой ее статьи, опубликованные давным-давно. У нее не осталось ни одного экземпляра, а на память иметь хочется, хоть отсканированные страницы. Нашла! Радуюсь, а в глаза бросается вводный текст, набранный крупным штифтом, который заканчивается феерической фразой: «Ответьте на милость, а каким жанром определяете собственную жизнь вы?..»

Мудрая все-таки женщина – Ольга Ивановна, умеет вопрос поставить так, чтобы, значит, не в бровь попасть, а в самый глаз. А иначе – зачем журналисту перо? Именно о нашего вИдения жанра собственной жизни многое в ней и складывается.

Был в моей жизни момент, когда именно смена жанра помогла голову на плечах удержать. Полосатая жизнь на темную сторону переметнулась. Временами казалось, что это уже не трагедия, а триллер какой-то. Пусть, физически река крови не лились, зато морально – Содом и Гоморра.

Я убивалась, понятное дело, пока не обратила внимания на забавную закономерность. Каждый раз как влетаю я на работу, дамская часть коллектива, словно по команде, стягивается в укромный уголок для отдыха. Усаживаются в кружок, подпирают щеки кулаками и произносят одну и ту же сакраментальную фразу: «Ну, рассказывай!».  Выходит, не триллер вовсе, а дурной мексиканский сериал (других тогда толком-то еще не снимали). А из-за сериала разве можно всерьез убиваться?

Ну вот так - с шутками и черноватым юморком – из того периода я и выплыла. Навсегда запомнила, чем чернее полоса, тем веселей ее нужно излагать все, кто от чистого сердца спрашивает: «Как у тебя дела?».  Польза от этого двойная. Во-первых, саму себя не накручиваешь, эмоции бережешь. Во-вторых – привычка вырабатывается. А по каждому поводу плакать – так и утонуть недолго.

Впрочем, к жизненному сценарию есть и еще один жанровый, практически, подход – сказкотерапия называется. И можно сколько угодно иронизировать по поводу того, что связь между любимыми сказками нашего детства за уши притянута к разворачивающемуся жизненному сценарию…  Но мне многократно приходилось убеждаться в том, что уши тут совершенно ни причем, никто за них и не думал тянуть.

Самый яркий пример приведу, ибо он поверг меня в настоящий шок в свое время. Знала я человека, который  в детстве очень любил сказку «Семь подземных королей»  Александра Волкова. В первый момент, когда я услышала, не среагировала. Ну, подумаешь, девочка Элли со своей командой по сказочным мирам тусуется, какие-то свои сказочные задачки решает!

Сказка

А потом меня словно кто-то под руку толкнул – пошла в дочкину комнату, перерыла шкаф со сказками  –  нашла и села читать. Чем дальше – тем страшнее мне становилось. Там фигурирует такая «милая вещь», как вода забвения. В принципе, можно не пояснять, правда? Ассоциации с нашей реальностью настолько прямые, настолько четко у Волкова прописано действие алкоголя со всеми философскими подоплеками этого заболевания! Включая такие моменты, как плохое зрение жителей подземной страны – откровенное нежелание видеть, что происходит на самом деле.  И категорическое нежелание выходить на свет – ни за какие коврижки.

К сожалению, все сказочные аллегории воплотились в реальную жизнь моего знакомого – по полной, как говорится, программе. Так что если у вас есть дети – не читайте им эту сказку! И вообще – думайте, что читаете. Пытливый детский ум все впитывает…

Правда, опять же есть сказкотерапия. Осознал свою проблему  - вспомни самую любимую в детстве сказку. А потом сядь и перепиши конец так, как считаешь нужным и правильным – счастливым для себя! Бог с ними, с авторскими правами, в данном случае. Это же не для денег делается – для возвращения себе морального здоровья.

От знакомых психологов слышала – иногда результаты от такого словотворчества превосходят все самые смелые ожидания.  У меня, правда, в свое время, не очень-то удался подобный опыт. В том смысле, что я запуталась в количестве персонажей – реальных и сказочных. Одних было больше, чем нужно для счастливого конца, других – меньше.  Я их то скрещивала, то пополам резала. В итоге получился уж совсем какой-то сюрреализм…

Сказка

Нет, изначально сказка была нормальной – «Буратино». Обычно все удивляются: почему, ты же женского пола. Я-то  - женского, но кто сказал, что я ассоциировала себя с Буратино? Там был очень яркий женский образ – девочка с голубыми волосами. Все детство я отчаянно мечтала о голубых волосах. :-)) Когда попробовала, выяснилось, что мне очень идет.  Недавно соседи спрашивали: когда я опять в голубой цвет выкрашусь?.. :-))

Просто не хватило фантазии грамотно переписать сюжет (или терпения?). Мне больше по душе смена жанра. Помните: все зависит от угла зрения!  И если задаться целью и просмеять трагическую реальность, на выходе если не комедию получаем, то вполне удобоваримые обстоятельства жизни. И даже если триллер с вами приключился, однозначно стоит попробовать сделать его фантастической фантасмагорией. Впрочем, зачем я подсказываю? У каждого – своя любимая сказка и свой любимый жанр…

Кстати, а каким жанром определяете собственную жизнь вы?

14 комментариев:

  1. Фэнтези с приключениями и превращениями )))
    Задумалась, а какую сказку мне бы переписать, что-то не помню любимых и вообще почти не помню сказок. Помню только одну- Золушка и то по старому фильму, но проигрывалась ли она в жизни сомнительно... ни мачехи, ни принца... хны-хны )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, что такое принц в современной интерпретации - сложно сказать. :-))Ты ж, увидев персонажа в короне, мантии и на белом коне посреди Невского проспекта, пальцем у виска покрутишь :-))
      Вообще-то, над любимой сказкой раздумывать не рекомендуют. Информация где-то на подкорочке записана. Так что если сходу, без размышлений, образ не всплыл, можно попробовать в медитации выяснить этот вопрос. Чем более раннее детство отзовется, тем лучше. Ну, или какой-нибудь симоронский ритуал по подглядыванию в подкорку изобрести можно.
      Кстати, Оль, по симорону мне нужно взять у тебя интервью, я полагаю. В этой области я не самый большой эксперт, а методика - прикольная, очень у многих - работает. Вспоминай свой положительный симоронский опыт - вскоре постучусь. :-))

      Удалить
  2. Озадачила... Симорон это конечно вау, но дела давно минувших дней и я бы тоже не причислила себя к экспертам, хотя размышляла на тему этой весёлой техники и даже какие-то выводы делала. А положительный опыт в Симороне обеспечен всем практикующим, хотя не всегда тот, что ожидаешь. :)
    В общем, если не передумаешь, спрашивай, попробую ответить. Но это будет пропущенный через личное осмысление и восприятие опыт... с уклоном в более древнее направление.
    Арин, сорри, просьба такая личная: а можно убрать эти проверки с вводом английских слов? Очень напрягает комменты писать, зная, что потом нужно будет два три сильно искажённых английских слова ввести, которые не всегда читаемы и расшифровываемы вообще. А мой комп, чуя полную галиматью на английском, просто сам переключается на русский шрифт и тогда отправление комментов вообще становится крайне проблематичным и нужно не только расшифровать, что же это за английская буква в слове, но и сквозь контроль галиматьи собственного компа проскочить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, личный опыт (насколько я читала-спрашивала опытных товарищей)вызывает более живой интерес, нежели голая теория. Поэтому я как раз делала ставку именно на твой опыт. А что такое симорон - просто для справки - люди могут и в Википедии почитать.
      Где убрать безобразие с проверками я уже несколько дней искала. Кажется, нашла и убрала. Просто Гугл так "чудесно" переводит на русский язык панель управления, что иной раз догадаться о том, что за функцию включаешь-выключаешь - нереально.
      Кстати, простой рецепт поднять настроение - накидать несколько русских фраз в Гугл-переводчик. Над результатом я обычно смеюсь до слез.

      Удалить
  3. Да, с переводчиком мы довольно часто развлекаемся, это действительно очень смешно.

    ОтветитьУдалить
  4. А моя жизнь - увлекательный женский роман. Не без иронии и юмора.

    Как-то с друзьями обсуждали теорию про сказки, как любимая в дестве сказка воплощается в жизнь. Я долго не могла вспомнить, что, собственно, цепляло. А потом вдруг всплыло - "Чебурашка"! :)) Как они домик для друзей строили. Вот и я всю жизнь строю - этот виртуальный домик для друзей. В надежде, что когда-нибудь он все же станет реальным домиком..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мариш, в том-то и фокус, что большинство сказок обрываются на самом интересном месте. Локальный конец истории, вроде бы, присутствует, но, по большому счету - "догадайся, мол, сама". То ли "Жили долго и счастливо и умерли в один день", то ли подрались через месяц после последней страницы в сказке и с тех пор не разговаривают :-)) Что в Золушке, что в Чебурашке, что в Буратино - нет глобального конца... И придумать мало, надо в придумку поверить настолько, чтобы все сбылось!

      Удалить
  5. А у меня со сказками самые тёплые отношения,я их до сих пор читаю, правда свою любимую из раннего детства вспомнить никак не могу(может быть Дюймовочка или Спящая красавица, но...это кажется позже), а вот у дочери самаю любимой сказкой была Меленка. Сейчас буду играть в дешифровщика!Интересно?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы себя или дочку дешифровать собираетесь??! :-))

      Удалить
  6. Вообще-то дочку, но решила у неё спросить про Меленку, она согласилась, что любимая сказка была в раннем детстве, а потом поэма А.Пушкина "Руслан и Людмила" - сделала для меня открытие, наверное это уже после того как сама читать научилась. А про себя, даже не знаю-волшебный конец какой-то вижу, видимо он уже искрится, надо решение принимать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, а ведь дочка-то свою сказку должна переписывать сама, и тогда, когда того душа потребует. Не знаю, к счастью или к сожалению, но наше "Хорошо", которое мы на детей проецируем, им может видеться и как "плохо", и как "безразлично". Тут ведь вера - главный инструмент, как, впрочем, и в любом подходе к саморазвитию.
      А для себя - попробуйте написать новую сказку - от начала и до конца новую. С тем самым волшебным концом, который вам чувствуется.

      Удалить
  7. Спасибо, Арина! Обязательно попробуем вместе с дочей!

    ОтветитьУдалить
  8. Очень интересно, Арина, в детстве я была влюблена в сказку "Огонь, вода и медные трубы" ...и жизнь моя сложилась примерно так же! :-)
    Женский роман с Приключениями и многими испытаниями!
    Радует то, что в своём прекрасном возрасте я достигла гармонии с собой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, это, действительно, очень здорово!
      Прожить жизнь по сюжету любимой в детстве сказки - много кому пришлось, насколько мне приходится слышать. И не всегда с приятным результатом. А вот достичь гармонии - дорого стоит!

      Удалить