вторник, 16 октября 2012 г.

ЧУДЕСА "ЗВУКОВОГО МАССАЖА"

Подбирая музыкальный фон для своих сказок на ночь, я как-то сразу и безоговорочно остановила свой выбор на классических произведениях,  и вот почему...

Почти уверена, что словосочетание «эффект Моцарта» хоть краем уха вы слышали.  Интернет пестрит сведениями о том, что классическая музыка вообще, и произведения Моцарта в особенности, невероятно полезна для здоровья. Причем, всем  – и будущим деткам, удобно устроившимся в мамином животе, и дряхлым старцам в весьма почтенном возрасте.

Информацию эту все авторы преподносят по-разному.  Кто - детально анализируя результаты научных исследований, кто – вольно переписывая (и попутно перевирая) какие-то уж совсем несусветные сплетни. Лишь бы они выглядели «погорячее».

А Моцарт…  Так ли он полезен ли на самом деле? Поговорим об этом немножко?


Начну, все-таки,  с прикола. Цитирую одну из статей на заданную тему:  «В городе Эдмонтон (Канада) звуки струнных квартетов Моцарта, исполняемые на городских площадях, успокаивают и замедляют интенсивность пешеходного движения и, как результат, сокращают употребление наркотиков.»  

Ну да, как в плохой задачке: умножаем скорость пешехода  на количество нот в партитуре великого композитора и в ответе получаем число наркоманов на квадратный километр достославного города… К слову сказать, лично я по улицам всегда передвигаюсь почти бегом. При этом опыт общения с наркотиками, прямо скажем, бедненький. Пару раз общий наркоз мне делали. Да и то по крайней необходимости. И Моцарт тут абсолютно ни причем, хотя с некоторых пор я его очень уважаю!

Вольфганг Амадей и… IQ

Теперь – по делу. Сам термин «эффект Моцарта» вошел в обиход   после публикации в 1995 году результатов экспериментов   американского нейробиолога Гордона Шоу и психолога Френсис Раушер .  Они проверяли с помощью IQ-тестов влияние музыки Моцарта на уровень пространственного мышления студентов. И обнаружили, что даже кратковременное прослушивание мелодий, написанных незабвенным классиком, приводит к впечатляющим результатам. Правда, взлет мозговой активности у испытуемых происходил ненадолго…

И все-таки, научное сообщество было взбудоражено этими результатами. Долгое время не утихали жаркие споры – не совпадение ли это, не притягивание ли фактов «за уши»?  Ставились дополнительные эксперименты - как сторонниками эффекта Моцарта, так и его противниками. Произведения Вольфганга Амадея  звучали для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, студентов, маленьких детей и даже для… лабораторных крыс.  Ученые никак не могли прийти к единому мнению! Хотя фактов, подтверждающий целительный эффект музыкальной классики, накапливалось все больше, даже крысам это пошло на пользу :-).


В скобках замечу, что некоторым  испытуемым, естественно, предлагалось слушать и  мелодии, написанные другими авторами. Были контрольные группы, которым предлагалось просто побыть в тишине перед выполнением тестового задания. Но по итогам всех этих наблюдений, творения Моцарта неизменно оказывались в списке фаворитов. То есть, положительно сказывались на эффективности реакций участников эксперимента. Настало время «спросить совета» у умной медицинской аппаратуры: что при этом происходит с мозгом.

Неоспоримые факты

  • И тогда доктор Джон Хьюс из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс (США) решил сделать электроэнцефалограмму больным, страдающим тяжелыми эпилептическими припадками – до прослушивания Моцарта, в процессе и после. И, хотя в эксперименте участвовало всего 29 человек, у подавляющего большинства из них чрезмерная мозговая активность, провоцирующая приступы, при прослушивании  музыки снижалась.  Это серьезный результат, зафиксированный прибором!
Возник закономерный вопрос: на какие же мозговые центры воздействует прослушиваемая музыка? Понятно, что свою порцию импульсов получает так называемый центр слуха в коре головного мозга. Но это никак не объясняет, почему у больных людей избыток активности мозговых волн стихает, а у здоровых – мыслительная деятельность, напротив,  становится продуктивнее.
  • Прояснить ситуацию снова решил господин Гордон Шоу, на этот раз - совместно с нейробиологом Марком Боднером.  Магнитно-резонансное сканирование мозга участников эксперимента показало, что на разный музыкальный фон люди реагируют по-разному. В качестве тестовых звуков были использованы произведения все того же Моцарта, фортепианные пьесы Бетховена и легкая поп-музыка 30-х годов XX века.
Оказалось, что  классика в лице Бетховена, равно, как и легкая музыка, в дополнение к слуховому центру иногда возбуждали и центр, отвечающий за эмоциональное восприятие действительности. А вот музыка Моцарта… она воздействовала на все участки коры головного мозга! На все! Не возбуждала, не расслабляла – гармонизировала.


Самое парадоксальное, что произведения этого композитора, с точки зрения музыковедения, чрезвычайно просты. Тот же Бетховен куда более виртуозен и искусен. Его звуковые «конструкции» порой отличаются математической точностью. Хоть  формулы из музыки составляй. Но человеческому мозгу все эти изыски – ни к чему. Ему гармония нужна…
  • Доктор Джон Хьюс (тот, что изучал воздействие музыки на больных эпилепсией) обратился за помощью к музыковедам и с их помощью проанализировал структуру произведений 55 различных авторов.
В итоге ученый пришел к выводу, что наибольшее влияние на человека оказывает музыка, в которой повторяющиеся мозговые волны имеют периодичность в 20-30 секунд. Почему? Да потому что центральная нервная система человека тоже «вибрирует» с такой же скоростью – около 30 секунд.  Из всех проанализированных произведений только ритмы, заданные Моцартом, более или менее соответствуют такой цикличности! Как он угадал? Ведь ни магнитных резонансов, ни энцефалографов во  времена великого композитора и в помине не было!

…По одной из версий, секрет гениальности Моцарта кроется в том, что сам он буквально «вызрел» в особой музыкальной среде. Он слышал музыку, которую играли его родители не только с момента своего появления  на свет, но и в утробе матери. Возможно, именно этим объясняется  тот факт, что к 4-м годам он стал уверенным исполнителем музыки, а к 6-ти добрался и до сочинительства.

Впрочем, о том, как воздействует музыка на детей, в том числе – до их появления на свет, мы обсудим в другой раз. Приоткрою карты: у меня для вас на этот счет припасена очень любопытная информация!

Вместо эпилога

Пока я собирала информацию и писала этот пост, вспомнила, что дочка моя, вечно бодрствующая, с самого младенчества, днем спать соглашалась только под музыку. Про эффект Моцарта я тогда ничего не знала. Да и пластинок его в доме не было. Зато были в избытке «диски» Булата Шалвовича Окуджавы, который нам Моцарта на том этапе жизни весьма успешно заменил :-). Впрочем, Окуджава тоже про Моцарта пел, помните?




Комментариев нет:

Отправить комментарий