четверг, 18 октября 2012 г.

ЗАЧЕМ ВАМ НУЖНЫ ВАШИ УШИ?

Позвольте вам задать один из, казалось бы, самых идиотских вопросов, которые вы когда-либо слышали в своей жизни: зачем вам нужны ваши уши? Да-да, я спрашиваю именно об этих овальных штучках, закрученных спиралью, расположенных по обеим сторонам головы, а вовсе не о чем-то другом.
  •   Уверена, вы сразу скажете, что они помогают вам различать речь других людей, обмениваться с ними информацией. Да, но этого мало!
  •   И тогда вы добавите, что способность слышать звуки позволяет вам лучше ориентироваться в пространстве. Да, но и этого мало!
  •  И после этого могут прозвучать версии о том, что способность улавливать музыку, песни  делает нашу жизнь намного более богатой, красочной и приятной… Но и это далеко не все!
Большинство людей находится в плену расхожего стереотипа, мол,  уши – орган слуха. Ничего подобного! 


Уши – инструмент весьма многофункциональный. Для начала приведу простой пример. Возможно, некоторые из вас даже слышали эту историю.

Превращение Депардье

Простите за занудство, снова помяну великого маэстро, на этот раз – просто в контексте. Знаете, что еще нам подарил Моцарт, помимо своей волшебной музыки? Он подарил миру талантливого французского актера Жерара Депардье. Нет, с ума я еще не сошла, во всяком случае, не окончательно.
Дело в том, что молодой Депардье не имел ровно ни одного шанса выйти на сцену и прославиться, ибо он отчаянно заикался. Ни единой фразы он не мог договорить до конца! Его, буквально, «раздирали», с одной стороны, желание высказаться, поделиться информацией, с другой – желание построить короткую и простую фразу – лёгкую для произнесения.  В итоге не получалось ни того, ни другого.

И вот если бы ему сделали хитрую операцию или бы он до посинения тренировался с логопедом, делая языком зарядку, и получил бы результат – это было бы неинтересно. А так - он просто слушал. Музыку через наушники. Музыку Моцарта, как вы догадываетесь. По настоянию своего лечащего врача – выдающегося французского отоларинголога Альфреда Томасиса.
Мсье Томасис – вообще личность выдающаяся. В 50-х годах минувшего века он начал разрабатывать свою уникальную, не виданную до тех пор систему лечения самых разных проблем в человеческом организме, включая весьма серьезные – глухоту, аутизм, депрессию. Его метод называется «слуховая терапия». Она до сих пор с успехом применяется во многих странах.
Но, вернемся к Депардье: он не только обрел способность говорить четко, ясно и плавно. Он еще получил в придачу несколько… бонусов, как сказали бы мы теперь.
  •  Голос Депардье стал более глубоким и многомерным, нежели был до этого;
  •  Научился существенно лучше формулировать свои мысли;
  •  Ему удалось без дополнительных усилий привести в порядок сон и аппетит, он стал чувствовать себя более спокойно и уверенно;
  •  А еще ему стало гораздо проще общаться с людьми.
К чему это я? Да к тому, что лечение заикания и сопутствующих ему эмоциональных расстройств «вливалось» пациенту прямо  в ухо. И вон, сколько органов и систем одновременно удалось привести в порядок!

Соглашусь, что сейчас мсье Депардье трудно  назвать человеком с идеальной нервной системой, хотя  говорит он по-прежнему – без проблем. Возможно, Моцарта он не слушал, а просто слышал? А это 2 большие разницы (ну, или 4 маленькие) – как говорят в Одессе.

Слышим или слушаем?

Именно слышать, то есть пассивно воспринимать звуки, мы может всегда, даже если наше сознание находится где-то отдельно от тела. Во сне, под наркозом. Слышать могут даже эмбриончики у мамы в животе. Подробнее на эту тему поговори в другой раз.

А сейчас я хотела обратить ваше внимание вот на что: когда мы слышим, мы улавливаем НЕ все звуки.
  • Во-первых, есть определенные частоты, которые наш мозг не распознает, как звуки. Воспринимает ли их ухо? Да! Потому что звуки – это колебания, вибрации энергии – можно сказать. Ухо  и их отлавливает. Простите, улавливает, передает информацию о колебаниях в мозг. Мозг с этой информацией все равно работает, отдает нужные команды различным органам и системам, просто сам для себя именует не звуками, а сигналами иного рода.
  • Во-вторых, даже слышимый диапазон частот многие люди воспринимают НЕ целиком. У каждого такого человека свои индивидуальные пробелы в восприятии слышимых звуков. Не потому, что уши «кривые», а потому что не все умеют слушать.
Слушание – это действие активное. Оно требует участия слушателя вдумчивого сосредоточения на звуках.

Давайте проверим!

Почувствовать на себе разницу между понятиями «слышать» и «слушать» - легко. Я предлагаю вам проделать простое упражнение.

Вам понадобится песня любимого вами жанра. Очень желательно – незнакомая. Попросите кого-нибудь из родных или друзей подобрать ее для вас. В первый раз прослушайте эту песню, занимаясь другими делами. Выполняйте под нее гимнастический комплекс, какую-то домашнюю работу, играйте с ребенком – пусть ваше тело будет занято. Одно условие: мысленно вы должны быть сосредоточены на том, что делаете. А песня пусть звучит фоном.

Некоторое время спустя, закончив это дело, сядьте и повторно прослушайте песню, сосредотачиваясь уже на процессе слушания. Лучше, если громкость в проигрывающем устройстве будет на этот раз чуть ниже, нежели в первый раз. А после – сравните ваши впечатления. Я уверена, вы заметите некоторую разницу.

Пожалуйста, поделитесь своими наблюдениями в комментариях прямо под этим постом! Я убеждена, что всем читателям это будет интересно.

Тест: «Умеете ли вы слушать»?

Этот тест составил Пауль Мадаул –  директор Центра Томасиса в Торонто (Канада). (Текст теста я нашла на сайте http://www.mindmachine.ru .)

Тест безоценочный. То есть, подсчитывать какие-либо баллы вам НЕ придется.

Кроме того, прочтя этот список, вы, наверняка, сразу поймете, на какие функции человеческого организма – прямо или косвенно – влияют наши уши.

Итак, ваше умение слушать несовершенно, если:

I Проблемы развития
  • У вашей мамы были какие-то патологи во время беременности (когда она ждала вас);
  • Ваше появление на свет произошло с осложнениями;
  • Вы в раннем возрасте были разлучены с матерью или очень редко ее видели;
  • У вас была диагностирована задержка моторного развития;
  • Была задержка развития языковых навыков;
  • Часто повторяющиеся инфекционные заболевания уха.
II Проблемы с восприятием звуков из внешнего мира
  • Вам трудно удерживать свое внимание на  речи говорящего человека;
  • Вы рассеяны;
  • Вы не воспринимаете (не слышите) определённые звуки;
  • Периодически неверно понимаете обращенные к вам вопросы;
  • Путаете слова, подобные по звучанию;
  • Чувствуете потребность в частом повторении отдельных слов или фраз;
  • Вам трудно выполнять последовательные команды.
III Трудности с восприятием собственного голоса
  • У вас «плоский» и монотонный голос;
  • Прерывистая речь;
  • Бедный словарный запас;
  • Вы стараетесь употреблять в речи простые предложения;
  • Злоупотребляете стереотипными выражениями;
  • Вам трудно правильно интонировать, пропевать мелодии;
  • Вы путаете буквы;
  • Вам трудно понимать прочитанный материал;
  • У вас возникают проблемы при чтении вслух;
  • Вы неспособны писать под диктовку.
IV Проблемы с вестибулярным аппаратом (являющимся частью внутреннего уха)
  • У вас плохая осанка;
  • Вы беспокойны;
  • У вас не всегда получается четко координировать свои движения, вы чувствуете себя неуклюжим (ей);
  • У вас не развито чувство ритма;
  • Ваш почерк считают корявым;
  • ВЫ неорганизованность;
  • Вы путаете «лево» и «право»;
  • Вы недостаточно развиты физически.
V Проблемы с физическим тонусом, жизненной энергией
  • Просыпаться по утрам для вас – настоящая мУка;
  • В конце дня вы чувствуете усталость;
  • У вас есть привычка откладывать дела «на потом»;
  • Вы часто бываете не в меру активны;
  • Вы склонны к депрессии;
  • Вы регулярно ощущаете себя загруженным(ой) проблемами «по самое некуда».
VI Проблемы с коммуникативными  и социальными навыками
  • Вы неуверенны в себе;
  • Вы застенчивы;
  • У вас мало или вовсе нет друзей;
  • Вы замкнуты, часто избегаете общества;
  • Вы регулярно раздражаетесь;
  • У вас отсутствует интерес к учебе/работе либо вы очень не любите учиться/работать.


Разумеется, каждый из перечисленных пунктов (в отдельности) не обязательно связан с нарушением навыка слушать. Однако, если таких пунктов у вас набралось несколько, скорее всего ваша способность слушать далеко не идеальна.

Возникает закономерный вопрос: а если нарушения все-таки есть, что же делать? Ну, во-первых, проблемы со слушанием устраняются, если заниматься по методике доктора Томасиса. Хотя, насколько я поняла, в России работает всего один сертифицированный специалист, владеющей приемами «слуховой терапии».

Во-вторых, отдельные проблемы устраняются и иными способами. Например, недостаток жизненного тонуса и трудности с координацией хорошо сглаживаются с помощью восточных практик – скажем, йоги.

Умение концентрироваться,  регулировать свое настроение и поднимать жизненный тонус также приходят при регулярных занятиях медитацией.

Кстати, что касается влияния медитативной практики на состояние нервной системы и психики - есть много любопытных исследований на этот счет. Я обещаю в ближайшие дни немного рассказать вам об этом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий