среда, 28 ноября 2012 г.

ГРАДУС ИГРЫ

Пожалуйста, прежде чем читать этот пост,  придумайте и запишите 10 ассоциаций к слову «игра».  Дело-то минутное. А пост – он никуда от вас не убежит, обещаю! Где вы его обнаружили, там он и будет, когда вы закончите писать свой список.

Ну что: вариации на тему компьютерных игр у всех есть?  У большинства – я уверена, есть. К сожалению. Смысл теплого, радостного и такого интригующего понятия, как «игра» постепенно искажается. Наизнанку выворачивается. Давайте восстановим справедливость!


Игра многогранная

Прежде, чем писать, я заглянула в поисковик - в раздел картинок. Пребывала в полной уверенности, что вариантов зрительных ассоциаций к слову «игра» мне предложат миллион. Не тут-то было!  Сцены из компьютерных игр – преобладали. Иногда скромненько в уголке фигурировали карты, барабан, рулетки. Ну, пару раз игру на музыкальных инструментах увидела. Один раз в мячик  парень играл и одного малыша с кубиками показали…

И тут мне стало по-настоящему обидно за игру! Потому что она - повсюду, мы просто разучились узнавать ее «в лицо», извлекать из нее пользу и положительные эмоции.

Есть, конечно, проблема игромании в этой жизни. И она ничуть не менее серьезная, чем наркомания. Есть подростки, навеки «зависшие» в своих «стрелялках» у мониторов. Но разве к этому сводится игра?!

Элементы игры входят в нашу жизнь с момента рождения.  И лет, так, приблизительно до 7, игра является основным способом взаимодействия ребенка с миром. Так утверждают специалисты.

Обратите внимание: игра названа не главным видом деятельности ребенка, не самым эффективным способом обучения. Это основной способ взаимодействия с миром! Даже если нам, взрослым, порой кажется, что мы разговариваем или ведем себя со своими крохотными потомками ооочень серьезно, они с нами все равно играют! И иначе они не могут.

И, если быть с самими собой абсолютно честными, мы тоже не очень-то можем обходиться в нашей серьезной взрослой жизни без игры. Потому что, простите за банальность, все мы родом из детства.

Игра

Я даже не говорю о том, что, будучи взрослыми, мы играем

  • на различных музыкальных инструментах,
  • в карты с друзьями от скуки,
  • в мяч или бадминтон на пляже,
  • в шашки или нарды долгими зимними вечерами,
  • в снежки или салочки – оказавшись на природе с детьми.
  • наконец, в футбол, теннис – в качестве спортивной нагрузки (или разрядки?).
Мы разыгрываем друг друга в повседневной жизни, мы играем какие-то роли, особенно, когда возникает потребность манипулировать кем-то из ближних или дальних. Изображать собой кого-то (кем мы не являемся) нам, порой, гораздо проще, чем быть теми, кто мы есть на самом деле. Быть крутым, компетентным, популярным и т. д. получается не всегда. Но хотя бы выглядеть-то хочется! Вот мы и играем роль.

Мы часто играем в процессе обучения – как и наши дети. Ведь ходим же мы на тренинги, семинары, курсы повышения квалификации или какого-нибудь мастерства. У тренеров, психологов и коучей в ходу даже термин такой специальный есть - «деловая игра». Деловая – значит серьезная, а все равно – игра!

Почему игра притягательна?

В некоторых аннотация к играм  стоит формулировка, ставшая сегодня расхожей: «Игра для детей от 3 (5, 7 – какой-то возраст, обозначаемый одной цифрой) до 99 лет». И в этой шутке доля непосредственно шутки – невелика.

Игра манит, привлекает нас до глубокой старости потому что:

  в игру обычно люди вступают лишь по собственному желанию (а это очень ценно, ибо мы столько вещей в этой жизни делаем потому что «надо»);

игра предполагает получение удовольствие от самого процесса (часто, независимо от результата);

 игра в большинстве случаев позволяет реализовать потребность в творческой деятельности, импровизировать, фантазировать, быть активным;

 игра связана с эмоциональным напряжением, азартом (а позитивного азарта в повседневной жизни часто так не хватает!);

  игра имитирует жизнь. В том смысле, что все действия в игре совершаются как бы понарошку. Именно поэтому в игре проще всего примерить на себя новые роли, попытаться реализовать какие-то свои качества, не особенно опасаясь за результат. Ну – это же не взаправду! Зато, если «шалость удалась», мы запоминаем свой успех как самый что ни на есть настоящий!

 ну и, наконец, игра это нечто, что в общественном сознании связано с  противоположностью повседневной жизни, часто не очень-то развеселой, интересной и приятной.

Я имею в виду игру в широком смысле слова, разумеется.

И, как говаривала Алиса,  «отсюда  - мораль»: учитывая вышесказанное, надо бы почаще сознательно ту или иную свою деятельность облекать в форму игры. Дабы добиться хороших результатов!

Игра как средство достижения цели

Вот, например, если путь к цели кажется вам трудным, скучным, страшным или даже непреодолимым, почему бы не превратить достижение цели в игру?

Пожалуй, самая распространенная игра на эту тему: «А, тебе слабо?». На некоторых людей эта фраза-вызов действует безотказно (но не на всех). Помните, стоило главному герою фильмов «Назад, в будущее!» услышать нечто вроде «Ты что, трус?», он тут же принимался доказывать обратное. Подчас, забывая рассчитать собственные силы и совершая ну очень рискованные действия. Ничего, кроме игрового азарта, для него в такие моменты не существовало!

Я уверена, вы тоже знаете людей, которых легко «взять на слабо». Другое дело, что эта игра не всегда оказывается корректной, и может привести к каким-то совсем уж нежелательным последствиям. Тут очень важно, чтобы тот, кто бросает вызов «главному игроку», адекватно оценивал его силы и действовал из желания помочь, подтолкнуть человека к чему-то важному и полезному. Кстати, игре в «Слабо?» полностью посвящен фильм «Влюбись в меня, если осмелишься». Жесткий сюжет, но очень наглядно показаны все нюансы именно этой игры.

***
Сказки КрасотыЯ убеждена, что и мои сказки, в частности, «Сказки Красоты», с которыми я совсем скоро познакомлю вас, тоже можно отнести к игровым способам достижения целей.

Давайте проверим по списку:

  слушают их люди исключительно добровольно :-);

  судя по отзывам, получают удовольствие от процесса, а не только от результатов;

  фантазия включается на полную катушку, ведь слушая сказки, каждый видит перед собой что-то свое – свои картинки, свои образы;

  даже добрый игровой азарт присутствует. На почту Мастерской Настроения регулярно приходят письма, в которых люди рассказывают, что засыпают прежде, чем сказка заканчивается. А потом… начинают изобретать способы, как НЕ уснуть, чтобы узнать, чем дело кончилось :-).

  мы легко принимаем условия этой игры,  переносясь в воображении на сказочные просторы, взаимодействуя со сказочными героями и даже сами готовы превратиться в кого-то или во что-то. Сказка же, почему бы и нет?! Однако, поскольку эта мысленная работа происходит на творческом, более глубинном уровне сознания, наше психическое получает новые указания, которые и претворяются потом в реальную жизнь!

  Ну и наконец,  выйти из напряженного трудового дня в сказочную реальность намного соблазнительнее,  да и полезнее, нежели в рваный сон, где вас одолевают сновидения о незавершенных делах.

Словом, любите игру! Ищите ее в своей жизни, создавайте сами – рукотворно – если понадобится. Ваша жизнь от этого станет богаче, ярче и… более успешной. Ведь играючи, можно добиться гораздо большего количества целей! 




Комментариев нет:

Отправить комментарий