среда, 7 ноября 2012 г.

СКАЗКА ЛУЧШИЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОТЕРАПИИ

Вы никогда не замечали: сказки чем-то похожи на матрешки. Присмотришься повнимательнее, глядь, а вот в этом месте ларчик можно приоткрыть, заглянуть внутрь и обнаружить еще дин скрытый смысл, а за ним и другой, и, если повезет, третий. Во всяком случае, Пушкин хорошо понимал, что говорит, когда написал «сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!».

Хотите, покажу, как это выглядит на практике?


Открыв Википедию на статье «Сказкотерапия», вы можете нам прочитать буквально следующее:

«Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.»

По сути, речь идет о том, что простое чтение сказок позволяет в игровой, аллегорической форме объяснить массу простых правил и, скажем так, законов жизни, не тратя на это лишних слов и усилий. Преимущественно детям. Потому что мы, взрослые, считаем себя такими грамотными и серьезными, что сказки самим себе читаем редко. Много теряем, однако…

Сказочное избавление от страхов

Современные сказки и произведения иных жанров но со сказочными, «волшебными» сюжетами в плане мудрости очень часто ничуть не уступают древним притчам, мифам и былинам.

В качестве примера, возьмет набившего всем оскомину Гарри Поттера.  В смысле, серию книг о нем. Прошу прощения у всех, кто устал от этого персонажа и шумихи с ним связанны, но очень уж пример показательный.

Итак, «Гарри Поттер и узник Азкабана», глава 7 «Боггарт в шкафу». Профессор Люпин проводит занятие по защите от темных сил. Ученики осваивают методику сражения с боггартом. («Боггарт – это привидение, но никто не знает, как на самом деле оно выглядит, так как боггарт меняет свой вид в зависимости от того, чего человек боится больше всего… Лучшее оружие против него – смех. Превратите его во что-нибудь смешное и рассмейтесь и он тут же исчезнет) Обратите внимание - фактически, работают со своими страхами.
Процитирую кусочек, чтобы нагляднее напомнить. Итак, профессор Люпин спросил Невилла Долгопупса (Лонгботтома):
«- Скажи, чего ты боишься больше всего на свете?

Невилл невнятно что-то пробормотал.
- Что ты сказал, Невилл? Я не расслышал.

Невилл умоляюще оглянулся в сторону товарищей и шепотом произнес:
-  Профессора Снейпа.

Все дружно засмеялись, Невилл виновато улыбнулся. Профессор Люпин задумался.

- Так-так… Профессора Снейпа… ты ведь, Невилл, кажется, живешь у бабушки?
- Д-да. Только я не хочу, чтобы боггарт обернулся моей бабушкой.
- Нет, нет, я тоже этого не хочу – улыбнулся профессор Люпин. – Скажи, во что обычно одевается своя бабушка?

Невилл удивился, но ответил:
- Ну… всегда да и те же высокая шляпа, на ней чучело грифа. Длинное платье, зеленое… Иногда лисий палантин…
- И конечно, сумочка, - подсказал профессор.
- Да, большая красная.
- А теперь постарайся как можно ярче вообразить себе все, что носит бабушка. Вообразил?
- Да-а, - неуверенно ответил Невилл: что-то будет дальше?
профессор Снэйп в одежде бабушки Невилла
- Боггарт выскочит из гардероба, увидит тебя и превратится в профессора Снейпа. Ты нацелишь  на него волшебную палочку, представишь себе бабушкину одежду и громко скажешь: «Ридикулус!» Страшный профессор вырядится в шляпу с чучелом грифа, зеленое платье и в руках у него будет красная дамская сумка.

Гриффиндорцы дружно захохотали.»
В этом эпизоде описан реально действующий механизм, которым пользуются многие психотерапевты, конечно же, без всяких там волшебных палочек и заклинаний. Просто предлагают клиенту, желающему справиться со своими страхами, представить страшный объект в смешном виде. Представить как можно более детально и просмеять как следует ситуацию. И лучше всего этот метод работает, если страх вызывает какой-то человек  (с которым неизбежно приходится постоянно взаимодействовать) – начальник, учитель и т.д.

Конечно же,  я знала об этом приеме задолго до того, как вышла книга Джоан Роулинг. Знала, да забыла. А когда читала эту главу дочке, тогда еще маленькой, снова вспомнила и взяла на заметку. И мы неоднократно использовали этот «сказочный» прием, прорабатывая ее страхи пред отдельными учителями.

Особенно показательными результаты были с преподавательницей по черчению. Конфликт с этой дамой возник чисто ситуативный, но вызвал у дочки очень сильные эмоции. Противостояние нарастало, как снежный ком. Дошло до того, что она отказывалась идти в школу в те дни, когда был урок черчения.

Мы потратили целый вечер на то, чтобы обойти внутреннее сопротивление перепуганного ребенка и найти действительно смешные образы. Просмеяли до слез на глазах и болей в области брюшного пресса.  А дальше… дочка достаточно быстро превратилась  в любимицу этой преподавательницы. И предмет ей понравился. Собственно, она до сих пор черчение любит и искренне жалеет, что его больше не преподают...

Инструкция по загадыванию желаний

Инструкция по загадыванию желаний – вещь в хозяйстве необходимая. Очень жаль, что нас не снабжают таковыми при рождении, ну или, хотя бы, в детском саду. Я не ерничаю.

Писала уже не раз: я считаю единственным действующим механизмом, способным всерьез изменить нашу жизнь и нас самих – намерение. Под каким соусом намерение подается – это второй вопрос.

Но когда мы чего-то, действительно, хотим, и не особо спотыкаемся о свои сомнения, намерение непременно реализуется. Однако! Если мы хотим неправильно, намерение также неправильно и реализуется.

СубастикНа эту тему написаны буквально километры умного текста. Но я предлагаю постигать премудрости через текст веселый и сказочный. Книги Пауля Маара «Семь суббот на неделе» и «И в субботу Субастик вернулся» - исключительно детальное пособие по данному вопросу.

Вот один из примеров (не супер-оригинальный, зато наглядный и динамично изложенный). Итак, главный герой, господин Пепперминт и его друг - волшебное и озорное существо неизвестной породы Субастик начали испытывать машину желаний в действии:
«- Хочу много-много денег! - сказал господин Пепперминт в рупор машины.
  - А  куда деньги переправить?  -  торопливо шепнул Субастик.  -  Скажи, куда, а то ведь могут швырнуть их куда попало...
  - Да  что  ты?  Хорошо!  Хочу  много-много денег -  прямо сюда,  в  эту комнату!

     Машина загудела, а красный огонек погас. Господин Пепперминт оглянулся: на столе он увидел монету достоинством в  пять марок,  которой раньше там не было.  На стуле он нашел бумажку в двадцать марок, а на ковре под столом еще три банкноты.

     - И это все?  -  разочарованно спросил господин Пепперминт. - Разве это называется много-много денег?

     Он поднял с пола бумажки и повертел их в руках.
     - Три  бумажки по  десять долларов!  Зачем мне  американские деньги?  - воскликнул он.

     - Где-то в комнате наверняка есть еще деньги,  -  сказал Субастик. – Ты поищи!  Вот,  смотри,  в  ботинке лежат семь монет по пятьдесят лир.  А  вот здесь,  в  книжке,  сторублевая бумажка.  Теперь в  абажур загляни!  Видишь? Восемь швейцарских франков и  десять финских марок.  А  вот здесь,  в  вазе, сорок динаров. Все, как ты хотел: в комнате много-много всяких денег. Толькочто поискать их придется!

     - Понятно, - сказал господин Пепперминт, - я опять неточно выразил свое желание.  Попробую еще  раз!  Хочу,  чтобы на  этом стуле очутилась бельевая корзина, битком набитая немецкими деньгами!

     Машина опять замигала и загудела.  И тут же на стуле появилась бельевая корзина, доверху набитая медяками.

     - Опять не то!  -  с досадой воскликнул господин Пепперминт. - Не стану же я расплачиваться в магазинах одними медяками. Нет, отныне я буду садиться и все хорошенько продумывать, прежде чем что-нибудь пожелать.

     Он   попытался  снять  со  стула  тяжелую  бельевую  корзину,   но  она опрокинулась, и все монеты разлетелись по комнате.

     Господин  Пепперминт  недовольно оглядел  пол,  усыпанный  монетами,  и пробормотал:
     - Да, сначала, видно, придется навести здесь порядок.

     Он вытянулся в струнку перед машиной желаний и отчеканил:
     - Хочу,  чтобы из  моей  комбаты убрали эту  дурацкую корзину вместе со всеми деньгами! И притом немедленно!

     Машина  опять  загудела и  замигала.  Бельевая корзина  исчезла так  же быстро,  как  появилась,  и  вместе с  нею исчезли медяки,  а  заодно и  все бумажные деньги,  которые были  в  комнате.»
Чтобы не цитировать уж слишком много, добавлю, что  попутно исчезли и все деньги, которые господин Пепперминт имел в доме – из его карманов и кошелька. Его собственные деньги, заработанные честным трудом. И эту оплошность опять пришлось исправлять. Опять сказочным способом. :-)

Но все описанные ситуации настолько узнаваемы, что по ходу чтения книжки  легко запоминаются, выстраиваясь в логичный ряд. Дочитав последнее предложение в книге, любой человек может легко сам себе выдать диплом эксперта по правильному загадыванию желаний. :-) Вот бы все учебники были такими!

Так что сказка, может быть,  и ложь. Но намеки, содержащиеся в ней, почти наверняка имею самое прямое отношение к жизни. Ищите их и берите на заметку. Тогда ваша реальная жизнь сама собой постепенно превратится в сказочную!


Комментариев нет:

Отправить комментарий