пятница, 10 мая 2013 г.

Аромат новых знаний

Знаете ли вы, чем пахнут новые знания?

Вы не уверены, что знания вообще обладают таким параметром, как запах? Ну, так это зависит только от вас! Если процессу обучения придать любой понравившийся вам аромат, новое усвоится гораздо  лучше – к такому выводу пришли ученые.

Ученье свет или мода?


В последние годы наблюдается устойчивая тенденция: многие люди буквально «не вылезают» со всяких курсов обучения семинаров и тренингов. Что это? Реальная потребность или модный образ жизни?

Думаю, среди «вечных студентов», есть и те, кому, в  первую очередь, важно похвастаться перед окружением, что они тому учились и на этом семинаре были. Для галочки и для повышения своего «рейтинга» в глазах знакомых. Да и в собственных глаза, пожалуй...

Но есть  и те, кому срочно требуются новые знания в областях, которые сейчас активно развиваются. Например, в области интернет-технологий.  Тут уж никуда не деться – действительно, постоянно что-то новое разрабатывается, нужно вникать, вникать и снова вникать.

И вот тут возникает вопрос: как оптимизировать, так сказать, процесс освоения новых знаний и навыков? Информации-то много, а голова – одна. Оказывается, соблюдая 2 достаточно простых условия, можно существенно повысить  КПД своего обучения.
vosklУсловие номер 1 – позволять себе высыпаться в процессе обучения минимум по 7 часов.

vosklУсловие номер 2 – сопровождать процесс обучения (а также процесс сна!) определенным запахом.

Процесс обучения

Но, давайте по порядку.

 Чем занят мозг во сне?


Головной мозг человека – трудяга!   Он работает и днем, и ночью.

Если мы днем какие-то обучающие действия проделывали, то, пока мы  спим, эти действия  обязательно «прокручиваются» в голове - для запоминания. И не просто прокручиваются: «учебный конспект», записавшийся во время урока  в раздел кратковременной памяти, ночью тщательно переписывается оттуда  в раздел долговременной памяти. Копируется из одной структуры мозга – в другую.

То есть, на самом деле процесс этот гораздо сложнее. Но мы-то с вами не нейробиологи, поэтому в нюансы вникать необязательно, главное, понять принцип. А принцип состоит вот в чем:  процесс запоминания происходит НЕ залпом, НЕ одномоментно – а небольшими порциями на протяжении всего сна.

Про то, что сон делится на фазы медленного сна и быстрого сна все в курсе? Так вот, сознательная умственная деятельность запоминается во время фаз медленного сна, а двигательные какие-то функции запоминаются во время фаз быстрого сна.

Примерно так происходит: наступила соответствующая фаза, фрагмент недавнего опыта вспомнился, переписался в другой раздел – процесс прервался. Дальше мозг переключается на выполнение совсем других функций, потом и вовсе следующая фаза сна наступает и начинает обрабатываться опыт  другого типа.  Потом все повторяется.

В целом опыт дня обрабатывается приблизительно за 6 «с хвостиком» – 7 часов ночного сна. Если спать во время обучения меньше,  новый материал запоминается хуже.

Почему пережитый опыт обрабатывается порциями? Почему нельзя все – сразу – непрерывно? Вероятно, дело в том, что мозг не просто тупо запоминает события и впечатления человека об этих событиях.  Он еще обрабатывает полученную информацию.
Немецкие ученые провели любопытный эксперимент: они обучили группу испытуемых решать математическую задачу самым длинным и нудным способом, хотя был и более простой путь решения задач данного типа. И вот, в первый день эксперимента, группа решила около 100 задач длинным способом. А потом людей отпустили отдохнуть. 

Им дали 12 часов на отдых, поэтому некоторые отправились прямиком спать. Но не все! И что вы думаете. Почти ¾ тех, кто спал, наутро додумались до более простого способа решать задачи изучаемого типа. Сами додумались! Во время сна!

А та часть группы, которая бодрствовала, показала после отдыха гораздо худшие результаты. До короткого решения додумались только четверть испытуемых.
Это аргументы, касающиеся первого условия – высыпаться в процессе обучения. по-моему, очень убедительно.

Теперь разберемся с запахами.

Вдыхаем аромат, запоминаем быстрее!


Этот прием помогает улучшить только запоминание событий, фактов и ощущений. На двигательную память не распространяется, и все-таки – любопытно!
Эксперимент проводился на добровольцах, которых усаживали за компьютер и предлагали поиграть в игру на запоминание. Игра состоит в следующем. На экране компьютера изображены 30 карточек «рубашками» кверху (карточки расположены пятью рядами по шесть штук в каждом). Электронная колода состоит из 15 пар карточек, различающихся рисунком на лицевой стороне. Одна из карт переворачивается, так что испытуемый может видеть рисунок. Через секунду переворачивается вторая карта с тем же рисунком. Испытуемый должен запомнить их расположение. Через три секунды обе карты снова переворачиваются рисунком вниз, а еще через три секунды производится точно такая же демонстрация следующей пары карточек. После того как все 15 пар карточек показаны по два раза, начинается проверка памяти. Открывается одна из карт, а испытуемый должен при помощи мыши указать, где находится парная. Вне зависимости от правильности ответа, парная карта открывается на три секунды, так что обучение продолжается и во время тестирования. Всё это длится до тех пор, пока испытуемый не выучит расположение 10 пар из 15.

В процессе обучения испытуемые обоняли аромат розы, который подавался им через специальную носовую маску. После этого добровольцы отправлялись спать, как были, в масках, да еще и с электродами на голове для снятия электроэнцефалограммы. Не удивительно, что для эксперимента отбирались здоровые молодые люди, не курящие и не пьющие и не имеющие никаких проблем со сном.

Как только энцефалограмма показывала, что началась фаза медленного сна, половине испытуемых подавали через маску аромат розы, а другой половине — нет. Утром проверяли, кто лучше запомнил расположение карточек. Оказалось, что первая группа испытуемых усваивала материал гораздо лучше. Кроме того, при помощи магнитно-резонансной томографии удалось показать, что обонятельный стимул, поступающий во время медленного сна, активизирует нейроны гиппокампа*.

(информация с сайта http://elementy.ru)
* Гиппокамп — парная структура мозга, играющая ключевую роль в преобразовании приобретенного опыта в долговременную память
Конечно, где раздобыть носовую маску, если взять этот прием на вооружение, – большой вопрос. Однако, нужна ли в данном случае именно маска?

Уверена, все гораздо проще. Например, можно взять ватный диск, разрезать его пополам, на каждую половинку капнуть по паре капель любимого эфирного масла и разложить – одну половинку диска на рабочий стол во время обучения, а другую – положить на тумбочку возле постели. Запах есть запах. Молекулы эфирного масла весьма летучие. В нос проникнут без дополнительных усилий! :-)

Поделитесь в комментариях, был ли у вас опыт спонтанного использования запахов в процессе обучения, хотя бы случайный? !

Комментариев нет:

Отправить комментарий